Перечень документов, предоставляемых родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья в БОУ:
1. Копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах обследования ребенка;
2. Заявление на имя директора об обучение ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
3. Заявление или согласие в письменной форме родителя (законного представителя) на оказание ребенку психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в БОУ.
Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися);
посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии:
полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;
частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого- педагогической комиссии. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются:
создание адаптивной среды;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
создание психолого–медико-педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) (Приложение №1) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются на основании заключения рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. Сведения об организации инклюзивного образования в школе ежегодно передаются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Этапы реализации инклюзивного образования в Школе: Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей);
определение модели инклюзивного образования; определение учителя и класса , в который зачисляется обучающийся с ОВЗ;
определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение дополнительных ресурсов);
заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление обучающегося с ОВЗ в школу; разработка адаптированной образовательной программы.
Диагностический этап:
устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме;
организация диагностической работы учителя и специалистов психолого- педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитовобучающегося с ОВЗ;
по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета;
в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель школы информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;
вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решаетсяна заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Основной этап:
корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
реализация адаптированной образовательной программы;
мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.